Источник
Е. Артемова
Древние знаки из "каменной летописи"
могут обогатить нас информацией об опыте прошлых
эпох, протянуть непрерывную единую нить развития
культуры от истоков человеческой цивилизации,
когда гармонию в жизни и деятельности людей
определяли космологические представления. Еще
несколько лет назад не был известен Аркаим,
древний город, развалины которого были найдены
археологами в 1987 году. Аркаимская культура
датируется XVII-XVI вв. до н.э. и ее уровень позволяет
считать культуру развитой бронзы Урала
протогорской цивилизацией, существовавшей
синхронно с пирамидами Среднего царства Египта и
знаменитыми дворцами Крита. Тип мышления тогда
носил универсальный характер и был тесно связан
с мифологическими представлениями о природе и
отношениях людей, самые живые и самые
отвлеченные понятия объединялись в одно целое.
Система знаков является своего рода
исторической абстракцией. Но именно она высоко
ценится, так как обобщает колоссальный опыт
поколений и тем освещает путь человека к
будущему. Еще у И. Канта: "Мышление, восходя
от конкретного к абстрактному, не отходит от
истины, а подходит к ней. Абстракция материи,
закона природы, абстракция факта и т.д., одним
словом, все научные (правильные, серьезные, не
вздорные) абстракции отражают природу глубже,
вернее, полнее." В системе "знаков счастья" сконцентрировалось стремление русского народа к красоте, гармонии, праздничности, здесь прекрасно выявляется архаическая, языческая подоснова, происходящая еще из мифологического времени. Открытие на Урале синташтинско-аркаимской культуры, ее географическое и топографическое совпадение с нашим регионом не дает нам право на признание ариев прямыми предками русских, но позволяет ставить вопрос о субстрате, который в какой-то мере мог уцелеть здесь после ухода ариев в Индию и Иран. "Каменная летопись" из археологических раскопок дает нам информацию о материальной культуре, социальной структуре и идеологии народа. Идея неба, небесного владыки и Солнца выражена антропейными (охранительными) символами. Дошедшие до нас курганы - искусственные горы, предназначенные для моления на их вершинах, носили идею ритуальной модели мироустройства, модели вселенной, "карты космоса", изображенной в плане. Внешний круг обозначает всю вселенную в ее целостности, очерчивает границу вселенной, ее пределы в пространственном плане, моделирует временную структуру вселенной - соотносится с календарными и хронологическими схемами, так как в этом круге часто изображаются 12 символических элементов - соотнесенных друг с другом звеньев одной цепи взаимозависимого происхождения, вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока, цикличность времени, в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Круг - это совпадение начал и концов, принцип непрерывного, неразличимого и бесконечного становления, предельное сгущение всякой материи, лишенное всяких разрывов, всяких пустых промежутков и всяких различий, поэтому он - принцип и источник всякого становления, вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений (очень близко соотносится с "мировым яйцом", породившим из себя весь мир). Это - бесконечность и нуль одновременно, все элементы слиты в одно нераздельное целое - основу мировой жизни. Солнечный диск, колесо, передающее круговое движение солнца, старинные бубны, курганы, чумы - все это проекция космической сферы, границы которой отделяют космос от хаоса. Синтез универсальной модели вселенной, круга и вертикальной координаты - движение по вертикали в центр круга - дает крест. Молящийся человек ожидает божественный дух, который должен снизойти на него. Мотив движения божества сверху вниз, с неба на землю и вводит вертикальную координату в психокосмическую систему, задающую особый космический ритм и объединяющую микро и макрокосм. Крест актуализирует идею центра, в котором происходят главные события и ритуалы, связан с мировой осью, мировым древом. Вариант креста - свастика, которую знали финно-угорские народы Среднего Урала - коми-пермяки, марийцы, русские. В переводе с санскрита "свастика" - "тем, что превосходно", родоначальниками знака были арии. Свастика наравне с другими крестами воспринимается как знак подателя жизненных сил, оберег от злых сил, знак вечной жизни, свободы, радости, красоты. Очень древний меандрово-ковровый узор воспроизводит натуральный рисунок мамонтового бивня. Женские фигурки, вырезанные из мамонтового бивня, были покрыты ромбиками, образуемыми структурой дентина мамонта, украшали всю фигуру - существование ритуальной татуировки. Археологические находки глиняных штампов-печатей, пригодных для татуировки, подтверждают это. Ромбический узор перешел на ткани, закрепив рисунок знака еще на несколько тысячелетий. Смысловая нагрузка знака - "благо", "сытость", "благополучие". Крест в круге - символический священный знак, в котором соединены человеческие и божественные (природные) силы, земной и небесный огонь. "Повесть временных лет" ярко описывает этот знак, явившийся во время знамения, когда "стояло солнце в круге, а посредине круга крест, и посредине креста солнце". Варианты знаков плодородия очень разнообразны, в семантической интерпретации Б.А. Рыбакова ромб-квадрат соотносится с земледельческой символикой - действительно, заштрихованный прямыми и косыми линиями квадрат напоминает вспаханное поле. Четыре сомкнутых ромба с точками посередине считаются идеограммой засеянного поля. Знак гармонии воды, воздуха и земли - четырехсторонний орнамент - связан с понятием четырех сторон света, с повсеместностью, "на все четыре стороны", распространением благодати "семо и овамо". Фигура птицы - охранительный знак, широко распространен в деревянной резьбе, в украшениях жилища, до сих пор признается на Урале как хранительница семейного очага. По древней традиции постоянным местом солонки-уточки остается обеденный стол. Птицы на вышивках образуют целые орнаментальные строки, соседствуя со знаками плодородия, ростками посевов и крестами, и выражают идею порядка и стабильности жизни. Многократное повторение знаков счастья на древнерусских вышивках следует воспринимать как заклинание благополучия: пусть здравствует и плодится все живое, пусть растут растения! Эти знаки - ключ к шифру, которым написана книга-жизнь. А уж каждый из нас читает ее, как умеет. |