Главная страница

Источник Home Page

СИСТЕМА "ЗНАКОВ СЧАСТЬЯ" ИЛИ ВИЗУАЛЬНАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

 

Е. Артемова

Древние знаки из "каменной летописи" могут обогатить нас информацией об опыте прошлых эпох, протянуть непрерывную единую нить развития культуры от истоков человеческой цивилизации, когда гармонию в жизни и деятельности людей определяли космологические представления. Еще несколько лет назад не был известен Аркаим, древний город, развалины которого были найдены археологами в 1987 году. Аркаимская культура датируется XVII-XVI вв. до н.э. и ее уровень позволяет считать культуру развитой бронзы Урала протогорской цивилизацией, существовавшей синхронно с пирамидами Среднего царства Египта и знаменитыми дворцами Крита. Тип мышления тогда носил универсальный характер и был тесно связан с мифологическими представлениями о природе и отношениях людей, самые живые и самые отвлеченные понятия объединялись в одно целое. Система знаков является своего рода исторической абстракцией. Но именно она высоко ценится, так как обобщает колоссальный опыт поколений и тем освещает путь человека к будущему. Еще у И. Канта: "Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция факта и т.д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее."

В системе "знаков счастья" сконцентрировалось стремление русского народа к красоте, гармонии, праздничности, здесь прекрасно выявляется архаическая, языческая подоснова, происходящая еще из мифологического времени. Открытие на Урале синташтинско-аркаимской культуры, ее географическое и топографическое совпадение с нашим регионом не дает нам право на признание ариев прямыми предками русских, но позволяет ставить вопрос о субстрате, который в какой-то мере мог уцелеть здесь после ухода ариев в Индию и Иран. "Каменная летопись" из археологических раскопок дает нам информацию о материальной культуре, социальной структуре и идеологии народа. Идея неба, небесного владыки и Солнца выражена антропейными (охранительными) символами. Дошедшие до нас курганы - искусственные горы, предназначенные для моления на их вершинах, носили идею ритуальной модели мироустройства, модели вселенной, "карты космоса", изображенной в плане. Внешний круг обозначает всю вселенную в ее целостности, очерчивает границу вселенной, ее пределы в пространственном плане, моделирует временную структуру вселенной - соотносится с календарными и хронологическими схемами, так как в этом круге часто изображаются 12 символических элементов - соотнесенных друг с другом звеньев одной цепи взаимозависимого происхождения, вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока, цикличность времени, в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Круг - это совпадение начал и концов, принцип непрерывного, неразличимого и бесконечного становления, предельное сгущение всякой материи, лишенное всяких разрывов, всяких пустых промежутков и всяких различий, поэтому он - принцип и источник всякого становления, вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений (очень близко соотносится с "мировым яйцом", породившим из себя весь мир).

Это - бесконечность и нуль одновременно, все элементы слиты в одно нераздельное целое - основу мировой жизни. Солнечный диск, колесо, передающее круговое движение солнца, старинные бубны, курганы, чумы - все это проекция космической сферы, границы которой отделяют космос от хаоса.

Синтез универсальной модели вселенной, круга и вертикальной координаты - движение по вертикали в центр круга - дает крест. Молящийся человек ожидает божественный дух, который должен снизойти на него. Мотив движения божества сверху вниз, с неба на землю и вводит вертикальную координату в психокосмическую систему, задающую особый космический ритм и объединяющую микро и макрокосм.

Крест актуализирует идею центра, в котором происходят главные события и ритуалы, связан с мировой осью, мировым древом. Вариант креста - свастика, которую знали финно-угорские народы Среднего Урала - коми-пермяки, марийцы, русские. В переводе с санскрита "свастика" - "тем, что превосходно", родоначальниками знака были арии. Свастика наравне с другими крестами воспринимается как знак подателя жизненных сил, оберег от злых сил, знак вечной жизни, свободы, радости, красоты.

Очень древний меандрово-ковровый узор воспроизводит натуральный рисунок мамонтового бивня. Женские фигурки, вырезанные из мамонтового бивня, были покрыты ромбиками, образуемыми структурой дентина мамонта, украшали всю фигуру - существование ритуальной татуировки. Археологические находки глиняных штампов-печатей, пригодных для татуировки, подтверждают это. Ромбический узор перешел на ткани, закрепив рисунок знака еще на несколько тысячелетий. Смысловая нагрузка знака - "благо", "сытость", "благополучие".

Крест в круге - символический священный знак, в котором соединены человеческие и божественные (природные) силы, земной и небесный огонь. "Повесть временных лет" ярко описывает этот знак, явившийся во время знамения, когда "стояло солнце в круге, а посредине круга крест, и посредине креста солнце".

Варианты знаков плодородия очень разнообразны, в семантической интерпретации Б.А. Рыбакова ромб-квадрат соотносится с земледельческой символикой - действительно, заштрихованный прямыми и косыми линиями квадрат напоминает вспаханное поле. Четыре сомкнутых ромба с точками посередине считаются идеограммой засеянного поля.

Знак гармонии воды, воздуха и земли - четырехсторонний орнамент - связан с понятием четырех сторон света, с повсеместностью, "на все четыре стороны", распространением благодати "семо и овамо".

Фигура птицы - охранительный знак, широко распространен в деревянной резьбе, в украшениях жилища, до сих пор признается на Урале как хранительница семейного очага. По древней традиции постоянным местом солонки-уточки остается обеденный стол. Птицы на вышивках образуют целые орнаментальные строки, соседствуя со знаками плодородия, ростками посевов и крестами, и выражают идею порядка и стабильности жизни. Многократное повторение знаков счастья на древнерусских вышивках следует воспринимать как заклинание благополучия: пусть здравствует и плодится все живое, пусть растут растения! Эти знаки - ключ к шифру, которым написана книга-жизнь. А уж каждый из нас читает ее, как умеет.

Главная страница



Сайт создан в системе uCoz